Строим лучший город Земли

07 августа 2019

Каждый год во второе воскресенье августа Москва чествует представителей одной из самых благородных профессий на Земле – строителей. Помните известную строчку из песни – «Будем строить – будем жить». О том, как и что строится в Москве, каких успехов достиг наш город благодаря созидательному труду многочисленного столичного стройотряда и как мегаполис будет развиваться дальше, накануне Дня строителя в интервью нашему корреспонденту рассказывает заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

 

Москва в мировых рейтингах

Марат Шакирзянович, недавно в столичном парке «Зарядье» прошел очередной, 9-й по счету, Московский урбанистический форум. Насколько высок был к нему интерес?

– Вне всяких сомнений, Московский урбанфорум-2019 получился самым представительным за всю свою 9-летнюю историю. Его посетили более 8,5 тысячи человек из 69 стран мира. Для работы в мероприятиях МУФ-2019 прибыли 44 делегации – 30 зарубежных и 14 российских. Очень насыщенной была и программа, которая включала 76 панельных дискуссий, круглых столов, обсуждений, брифингов, презентаций и дебатов. И это только деловая программа, а если говорить обо всех мероприятиях, включая городской фестиваль и выставки, то форум посетили свыше 200 тысяч человек.

Традиционно Москва к урбанфоруму заказывает международные исследования, показывающие, как различные строительные проекты влияют на город и горожан, как выглядит Москва на фоне других мегаполисов мира по различным направлениям развития. Так что говорят эксперты?

– Мы заказали исследования авторитетной компании BCG, являющейся мировым лидером по консалтинговым услугам и аудиту. Исследования проводились на предмет того, как реализованные и реализующиеся в Москве проекты влияют в целом на город, а самое главное – на ощущение и самочувствие москвичей. Анализ показал, что 68% горожан готовы рекомендовать свой район для проживания. По сравнению с другими мегаполисами это очень высокий показатель. А все потому, что мы стараемся комплексно развивать районы, приводить туда необходимую инфраструктуру, включая удобный транспорт, организовывать места досуга. Исследование также показало, что в данный момент школы, детские сады, поликлиники, спорткомплексы и объекты культуры стали ближе к горожанам в 75% столичных районов, а в 90% районов (то есть в большинстве) – 26%-ный рост разнообразия видов досуга. Иными словами, людям нет необходимости ехать в центр, чтобы сходить в кино, фитнес-клуб и так далее. Кроме того, по данным BCG, по сравнению с 2012 годом жители 110 районов Москвы быстрее добираются до объектов социальной инфраструктуры и высвобождают тем самым время для досуга и профессиональной самореализации. В границах старой Москвы улучшилась пешеходная доступность поликлиник, Москва опередила Нью-Йорк и Лондон по показателю пешеходной доступности школ: если в Нью-Йорке среднее время в пути до ближайшей школы составляет 7,5 минуты, в Лондоне 12 минут, то в Москве – 6 минут. За последние 6 лет на 3% улучшилась и пешеходная доступность детских садов: путь до ближайшего садика в среднем занимает 5,7 минуты, тогда как в Нью-Йорке – 10 минут, а в Лондоне – аж 23 минуты.

Проанализировала в динамике развитие 11 крупных мегаполисов мира и компания PricewaterhouseCoopers (PwC). Помимо Москвы исследовали Нью-Йорк, Лондон, Сингапур, Сан-Паулу, Берлин, Шанхай и другие мегаполисы. По целому ряду показателей Москва занимает топовые места. Так, мы на 2-м месте в мире по вводу дорог. Обогнали Нью-Йорк и уступаем только Пекину. Но Москва, в отличие от Пекина и большинства других городов, стабильно наращивала темпы ввода дорог в течение последних пяти лет. Наш мегаполис вошел также в топ-5 городов мира с самой доступной арендой офисов. Российская столица стала мировым лидером по площади озелененных и рекреационных территорий на душу населения. При этом 90% москвичей живут в шаговой доступности от таких территорий. Свыше 60% горожан проживают в радиусе 500 метров от объектов культуры и досуга – по этому показателю мы на 5-м месте среди крупнейших мегаполисов мира. Пока отстаем от других по протяженности обустроенных велодорожек – на 11-м месте. Но при этом их протяженность в Москве с 2011 по 2018 год выросла в 9 раз. И по ходу реализации программы «Мой район» эту сеть мы расширим в разы.

Очень серьезное достижение – выход в топ мировых лидеров по плотности сети рельсового транспорта. По числу линий и станций метро мы на 3-м месте. Но это пока. Учитывая нашу масштабную программу дальнейшего развития метрополитена, а главное – интеграцию всех видов рельсового транспорта (включая новый проект – МЦД) в единую городскую транспортную сеть, в будущем протяженность линий достигнет 1000 км,
и Москва станет мировым лидером. Считаю, что в этом огромная заслуга лично мэра города, который уделяет приоритетное внимание развитию транспортной инфраструктуры, каждому проекту и, конечно, благодаря труду огромного отряда наших строителей, архитекторов, проектировщиков, инженеров, железнодорожников.

Рельсы в приоритете

Транспортное строительство по-прежнему в приоритете. Сколько станций метро в этом году уже ввели и каковы планы на ближайшие годы?

– Транспортное строительство – главный драйвер развития города, поэтому оно и дальше будет в приоритете. На каждый бюджетный рубль, вложенный в транспортную инфраструктуру в пешеходной доступности, приходится по 3 рубля внебюджетных инвестиций. Основное внимание уделяется скоростному рельсовому транспорту – метро, его интеграции с МЦК и МЦД – еще одним проектом, реализуемым совместно с ОАО «РЖД». Что касается подземки, то в этом году для пассажиров уже открыли 8 станций: 4 – на новой Некрасовской ветке и 4 на Сокольнической. В результате подземка пришла в крупнейшую точку экономического роста Новой Москвы – в Коммунарку. То есть задачу этого года – ввести 33 км линий и 14 станций – мы выполнили уже более чем наполовину. Более полумиллиона москвичей получили подземку в шаговой доступности, сократив время в поездках по Москве. Кстати, четырьмя открывшимися станциями Сокольнической линии пользуются теперь и более 10 тысяч дачников, так как в пешеходной доступности от метро находится около 30 садовых товариществ, а это примерно 2,5 тысячи домовладений. До конца года мы как минимум обеспечим полную строительную готовность двух станций БКЛ – «Лефортово» и «Авиамоторной», а задача максимум – открыть их до 2020 года для пассажиров. К тому же введем второй участок Некрасовской линии, а это еще 4 новые станции.

Каковы планы по строительству метро на будущее?

– В планах на будущий год открыть 9 станций, в 2021-м – 12 станций, в 2022-м – 18. А главное – завершить ключевой и самый масштабный проект за всю историю московского метро: полностью замкнуть БКЛ. Таким образом, в 2023 году столичная подземка по протяженности станет в два раза больше, чем была в 2010-м. К настоящему времени эту задачу мы уже выполнили на 65%. Шаговой доступностью к метро будет обеспечено 90% населения, то есть мы достигнем цели, поставленной мэром города Сергеем Семеновичем Собяниным. Подземка потянется дальше в ТиНАО – через район Бирюлево в Щербинку, в Рублево-Архангельское. Мы приступили к прокладке второй абсолютно новой линии метро в Коммунарку, от которой оно пойдет в Троицк. Солнцевский радиус дотянем до «Внуково», этот международный аэропорт станет единственным в стране, у которого будет собственная станция метро. В планах – продление Арбатско-Покровской линии до Гольянова, крупного района Москвы, где до сих пор нет своего метро.

Вообще, хочу сказать, что сегодня по темпам и объемам метростроения в мировых рейтингах мы уверенно обгоняем Пекин и Стамбул, Мехико и Берлин, Нью-Йорк, Париж и другие мегаполисы. В Европе так мы вообще являемся абсолютными лидерами. Темпы и объемы метростроения за последние 8 лет в 5 раз превышают те, что были в советские времена, когда столичное метро строила вся страна. Кстати, нашим размахом метростроения впечатлены даже специалисты китайской корпорации CRCC, которые работают на участках БКЛ и Коммунарской линии. А эта компания, между прочим, признана ведущей в мире в области транспортного строительства. С 2011 года протяженность линий метро выросла в 1,5 раза, станции метро в пешеходной доступности получили жители почти 50 столичных районов, во многих из них его ждали 20 и более лет. Более миллиона москвичей сократили время в поездках по городу: кто-то стал добираться на полчаса быстрее, а кто-то и вовсе теперь экономит целый час времени, который прежде простаивал в дорожных пробках.

Учитывая тот колоссальный задел, что у нас есть, 2023 год станет годом транспортного прорыва: протяженность линий наземного и подземного метро в сумме достигнет 1000 км, что выведет Москву в мировые лидеры по плотности сети и станций рельсового транспорта, а согласно исследованиям международной компании McKinsey, российская столица войдет в число мегаполисов-лидеров по доступности рельсового транспорта наравне с Парижем, Мадридом, Нью-Йорком и Токио.

Альтернатива подземке

Вы упомянули об интеграции всех видов рельсового транспорта в единую сеть, в том числе МЦД. На какой стадии этот проект? Когда пассажиры смогут воспользоваться первыми маршрутами?

– МЦД – это прорывной проект, который имеет громадное градостроительное значение не только для столицы, но и всей агломерации. Благодаря ему будет создана новая транспортная система. Прорубая сквозные коридоры через Москву, мы превращаем железную дорогу в полноценный городской транспорт, чего прежде никогда не было. Похожие проекты, реализованные во многих городах (в Берлине, Вене, Мюнхене и др.), дали ощутимый эффект, при этом они не только обеспечили максимальные удобства и комфорт пассажирам, но и дороги разгрузили, и стали катализаторами развития прилегающих территорий. Кстати, во многом нас вдохновил и успех собственного проекта – МЦК. По факту МЦД, как и железнодорожное кольцо, станет еще одним наземным метро Москвы. Этот проект даст импульс к развитию прилегающих территорий, многие из которых были выключены из городской жизни. Туда потекут инвестиции, районы преобразятся.

Только первые два диаметра МЦД-1 – Одинцово – Лобня и МЦД-2 – Нахабино – Подольск, которые мы запустим к концу года, свяжут между собой 46 городских районов. К тому же очень важно, что остановочные пункты первых двух диаметров появятся в тех районах, где на сегодняшний день нет станций метро. Они станут отличной альтернативой подземке. Например, в районах СеверныйДмитровскийВосточное ДегуниноМожайский и Щербинка, где в совокупности проживает свыше 400 тысяч человек, метро пока еще нет. И жители смогут воспользоваться Московскими центральными диаметрами, чтобы быстро и удобно передвигаться по городу. Кроме того, улучшится транспортная доступность и тех районов, где станции метро и МЦК имеются, но расположены вдалеке от жилых массивов. Запуск МЦД-1 и МЦД-2 обеспечит доступ к скоростному транспорту более чем для 1,1 млн москвичей. Протяженность диаметра Лобня – Одинцово составит 52 км, на нем будет 28 остановок и 12 пересадок. А на 80-километровом МЦД-2, который свяжет Нахабино с Подольском, появится 38 остановок и 15 пересадок. Поезда с сокращенным интервалом по первым двум диаметрам планируем запустить в конце года. На каждом направлении железных дорог строятся сейчас дополнительные пути для поездов МЦД. Они позволят поездам курсировать с интервалом не более трех минут.

Сколько всего будет таких диаметров и на сколько сократится для пассажиров время в пути?

– Всего будет пять диаметров. Помимо тех, которые я уже упомянул, это МЦД-3, который свяжет Зеленоград и Раменское, МЦД-4 – от Железнодорожного до Апрелевки и МЦД-5 от Пушкина до Домодедова.

Общая протяженность пяти диаметров составит 446 км, на которых появятся более 200 станций, 123 удобные и комфортные пересадки на метро и МЦК. В результате общая длина линий рельсового транспорта Москвы увеличится по сравнению с 2010 годом в 3,5 раза и достигнет более чем 1000 км (в 2010-м было 294 км).

Самое главное, что МЦД дадут существенную экономию времени. В зависимости от маршрута пересечь столицу по диагонали без пересадки можно будет за 40 минут – максимум час. Таким образом, для 6 млн пассажиров, половина из которых москвичи, а половина – жители Подмосковья, время в пути с одного конца Москвы на другой сократится в 2–2,5 раза. Эффект, соизмеримый с запуском поездов «Сапсан» между Москвой и Санкт-Петербургом.

Советуясь с москвичами

Марат Шакирзянович, в Москве набирает обороты программа реновации. На каком она этапе и сколько людей уже переселяются в новые дома?

– Эта программа не имеет аналогов в мире ни по масштабам, ни по своему социальному посылу. Напомню, что речь идет об улучшении жилищных условий миллиона (!) москвичей. Программа предполагает снос 5173 морально устаревших жилых зданий и переселение людей в новое более комфортабельное и просторное жилье. Программа набрала очень хорошие темпы, подобрано 338 стартовых площадок с потенциалом строительства около 5 млн «квадратов», и их поиск активно продолжается. Но самое главное, что люди уже справляют новоселья. В данный момент в рамках программы уже переехали и переедут до конца года 13 тысяч москвичей, для них построены или находятся на завершающей стадии строительства 159 жилых домов.

Хочу сказать и о том, что этот проект в целом призван кардинально улучшить качество жизни в большом городе. Люди ведь не только получат новое жилье в «умных домах» со всеми необходимыми удобствами. В кварталах реновации создадут благоустроенную, зеленую и открытую, удобную, проницаемую и дружелюбную человеку среду абсолютно нового качества со всей необходимой социалкой и шаговой доступностью к скоростному общественному транспорту. Так что выгоду от программы реновации получат не только ее непосредственные участники, но и остальные жители микрорайонов, а это еще сотни тысяч москвичей. Площадь публичных открытых пространств в микрорайонах увеличится вдвое: с 17 до 34%. Разрабатываются проекты планировок территорий, по которым проводятся публичные слушания. Нам очень важно услышать мнение москвичей, потому что именно от обсуждения с ними зависит то, сколько домов и в какие сроки будем строить, в какие квартиры кто и когда переедет. К началу будущего года назовем даты и место переезда для каждого дома. Хочу также обратить особое внимание на еще один существенный аспект, связанный с программой: число рабочих мест в кварталах реновации и прилегающих районах за счет возможностей для малого и среднего бизнеса (а это и нежилые первые этажи, и создаваемая в пешеходной доступности инфраструктура) возрастет на 52%. А это значит, у многих отпадет необходимость ездить в центр города, что повлияет на разгрузку метро, дорог и на экологию.

Что в целом происходит в этом году на рынке недвижимости? Сколько «квадратов» уже ввели в первом полугодии? Не снизятся ли объемы жилья в связи с переходом на эскроу-счета?

– Начну с ответа на последний вопрос. Переход на эскроу-счета – мера, направленная на защиту прав граждан – участников долевого строительства. Задача государства и города – не допустить появления новых обманутых дольщиков. Но, конечно же, застройщикам придется работать по новым правилам. Для такого мегаполиса, как Москва, ничего особо критичного не произошло. У подавляющего большинства компаний, работающих на столичном рынке, хороший запас прочности. По данным на конец июня Москомстройинвест выдал девелоперам 122 заключения о соответствии критериям (ЗОСК). Это позволит достраивать объекты по старой схеме, без открытия эскроу-счетов. Выданные ЗОСК коснутся недвижимости общей площадью более 8,2 млн кв. метров. Это практически годовой объем ввода. Жилье в этих новостройках предназначено более чем для 60 тыс. дольщиков. Всего в Москомстройинвест поступило свыше 300 обращений на получение ЗОСК. И большинство застройщиков, желающих достраивать объекты по старой схеме, предоставило необходимую документацию. У нас вообще очень серьезный багаж выданных разрешений на строительство – более 600. На конец июня по 471 из них применима старая схема, учитывая текущую готовность проектов. Таким образом, по старым правилам может быть завершено почти 80% московских строек. Готовность же других объектов пока слишком низкая, они в целях защиты покупателей будут строить с использованием счетов эскроу.

Что касается объемов ввода, то в этом году в Москве они беспрецедентны. Переход на эскроу-счета подтолкнул многих инвесторов к увеличению портфелей. Плюс городские стройки, а это и жилье, и социалка, и другая инфраструктура. Только по итогам первого полугодия в столице ввели 5,5 млн кв. метров недвижимости, включая 2,2 млн кв. метров жилья. Это в два с лишним раза выше, чем в прошлом году. Колоссальный объем! Так что к концу года, думаю, выйдем на цифру примерно 9 млн «квадратов», включая не менее 3,5 млн кв. метров жилья. Объемы будут и дальше высокими. Для потребителя это означает, что цены на недвижимость ожидаются достаточно стабильные. Последние годы наш анализ показывает, что стоимость жилья остается практически неизменной, поднимаясь в год на 1–1,5% в зависимости от сегмента. Более того, серьезно повысилось качество жилья: если 10 лет назад из-за дисбаланса спроса и предложения продавалось все, что строили, то теперь наступило время покупателя, когда девелоперы уделяют особое внимание качеству жилья – планировке, благоустройству. Обратите внимание: к жилищному строительству стали привлекать много иностранных архитекторов, теперь девелоперы борются за покупателя. Это позитивный момент.

Строители на марше

Метродорогижильешколы и садикиполиклиники, театры, спорткомплексы, крупные инфраструктурные объекты и многое другое, что появляется в Москве ежегодно и украшает ее, – за всем этим стоит труд наших строителей. Сколько москвичей сегодня занимаются в этой сфере и насколько велик вклад стройкомплекса в общее развитие столицы?

– Вклад строительного комплекса в валовый региональный продукт Москвы составляет 16,9%, а совокупный вклад строительной отрасли в бюджетную систему города – 364,2 млрд рублей. Это очень высокие цифры, за которыми стоит труд сотен тысяч специалистов, а в строительной сфере и смежных отраслях работают 11% москвичей. И каждое рабочее место в этой сфере формирует до 8 мест приложения труда в смежных отраслях. А это сотни тысяч рабочих мест! По темпам и объемам всего, что строится сегодня в Москве, столица уверенно входит в топ мировых лидеров. Усилиями московских строителей наш город день ото дня становится более современным, удобным, комфортным, здоровым и дружелюбным для каждого человека. Мы очень благодарны мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину за постоянную поддержку нашей отрасли и приоритетное внимание к ней. Свою работу столичный стройкомплекс и дальше будет строить исходя из интересов москвичей. Наша цель – добиться того, чтобы Москва стала еще более комфортной, открытой, удобной, современной и привлекательной, чтобы москвичи не захотели променять свою малую родину ни на какой другой город на свете, а посещающие столицу туристы рассказывали о ней своим родным, друзьям и знакомым как об одном из самых лучших городов на планете.

Источник: Московская перспектива