Марат Хуснуллин: Москва является одним из лидеров рейтинга по доле горожан, которые хотели бы оставаться жить в своем городе

16 августа 2018

Ежегодно Москва участвует в международных исследованиях, которые оценивают наш город по всем ключевым градостроительным показателям в сравнении с крупнейшими мегаполисами мира.

Так, международное агентство Price Waterhouse Coopers (PWC) ежегодно сравнивает градостроительные показатели 14 крупнейших мегаполисов мира, включая Москву, по таким параметрам, как комфортность проживания, экологичность, динамика градостроительной деятельности, развитие транспортной инфраструктуры, отношение жителей к проведенным преобразованиям и другим показателям.

В этом году, согласно результатам исследования, Москва наряду с Нью-Йорком, Лондоном, Парижем, и Берлином вошла в первую пятерку городов по комфортности проживания, что является высоким достижением, рассказал в интервью «Вечерней Москве» заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.

— Марат Шакирзянович, комфортность проживания подразумевает строительство жилья и сопутствующей инфраструктуры?
— Верно, и наш город также вошел в пятерку мегаполисов и по интенсивности строительства недвижимости, характеризующегося сбалансированным вводом жилой и нежилой недвижимости. По уровню прироста недвижимости к уже существующему фонду Москва является лидером среди мегаполисов. Такие результаты, по мнению экспертов, свидетельствуют о грамотном подходе к сбалансированному развитию городского пространства. Именно эту задачу – сбалансированного развития территорий мегаполиса, превращения Москвы в комфортный город для всех – поставил мэр Москвы Сергей Семенович Собянин еще в 2010 году.

А что подразумевает под собой комфортный город? Какими принципами при его создании руководствуется столичная команда?
— Еще лет восемь назад Москва представляла собой огромное пространство разобщенных территорий, не обеспеченных удобными транспортными коридорами-«связками», с точечной застройкой без необходимой инфраструктуры и рабочих мест в пешей доступности от транспортных артерий, с депрессивными районами, отрезанными от общегородской ткани и не приносившими экономических дивидендов в виде налогов. По сути город больше «проедал», чем зарабатывал. В городе сформировались градостроительные вызовы, требующие решений: угрозы глобальных пробок, несбалансированная застройка, низкое соотношение жилья и инфраструктуры, острый дефицит транспортной сети. Ситуация требовала незамедлительного принятия мер. И Москва приступила к реализации крупных мегапроектов: строительство метро, создание сети транспортно-пересадочных узлов, развитие социальной и дорожной инфраструктуры, программа благоустройства и строительства парков, реновация промзон, формирование спортивных кластеров.

— Эксперты оценили усилия?
— Как отмечают эксперты PWC, Москва на сегодняшний день является единственным мегаполисом мира, в котором темпы развития дорог превышают темпы застройки территорий. И снижать темпы и объемы строительства Москва не намерена: в течение ближайших пяти лет в столице будет строиться и реконструироваться не менее 90 километров дорог ежегодно.

— А жители как относятся к стройкам? Хотят жить там, где проходят новые трассы и строятся станции метро?
— Создание единой масштабной транспортной сети позволило нам сбалансировать развитие всего города в целом. Доступный транспорт способствовал привлечению инвестиций во все без исключения городские районы. Жилая недвижимость вблизи станций и остановок скоростного общественного транспорта пользуется большим спросом – соответственно, выше и дивиденды инвесторов. Вкладывать деньги в комплексное развитие территорий, формировать сбалансированную застройку – выгодно.

— Но есть еще водная артерия, не только путепроводы и магистрали. Что будет с Москвой-рекой и набережными, которые тоже формируют городской облик?
— Еще одним транспортным и общественным мегапроектом на ближайшие пять лет является Москва-река, которая станет полноценной новой артерией города. Наша задача – освободить реку, сняв «замок» с набережных, и дать ей новую жизнь, чтобы зона у воды стала доступной для всех. Город получит новую визитную карточку – «водный» фасад. Будет обустроено 120 километров набережных, создано 40 новых общественных зон, построено 24 новых моста, которые соединят районы, расположенные по разным берегам реки. В рамках реализации проекта реновации территорий будут созданы новые общественные центры.

Можно говорить о первых результатах этой программы?
— Уже сейчас в рамках различных проектов по сбалансированному комплексному развитию территорий – реновации промзон, формирования ландшафтных парков, спортивных и деловых кластеров – обустроены десятки километров набережных. Наиболее знаковые среди них – Москворецкая и Лужнецкая. Активные работы идут по обустройству Симоновской, Краснопресненской и ряда других набережных.

— Все эти титанические, по сути, усилия имеют конечную цель. В чем она заключается?
— Сбалансированная застройка, соответствующая планировка территорий, яркая, радующая глаз архитектура, благоустроенные дворы, первые этажи с общественными функциями, зеленые зоны и парки – это и многое другое позволит людям не просто улучшить условия проживания, а окунуться в совершенно новую городскую среду в условиях плотного мегаполиса, по сути – сформировать новый образ жизни. Принятая в прошлом году программа реновации создаст абсолютно новые стандарты сбалансированной городской среды, станет базой для дальнейшего развития Москвы как города, комфортного для жизни, работы и отдыха.

— А есть цифры по вводу жилья за прошедшие годы?
— Так, за прошедшие восемь лет в Москве наблюдался настоящий бум строительства недвижимости: построено 13 процентов от существовавшего в городе объема. Введено более 60,5 миллиона квадратных метров недвижимости, в том числе, 23,2 миллиона квадратов жилья. Высокие объемы ввода обеспечивают главное – рост доступности жилья для москвичей. Причем вводимое жилье сразу же, а зачастую и опережающими темпами, обеспечивается социальной инфраструктурой в шаговой доступности.

— Следующий вопрос как раз про социальную инфраструктуру: что уже построено за прошедшие восемь лет?
— За эти годы в Москве построены 303 новых школы и детских сада, 72 больницы и поликлиники, 42 объекта культуры и 98 спортивных объектов. Это современные учреждения, оборудованные по последнему слову техники, предлагающие москвичам качественные услуги. Согласно исследованию PWC, по комфортности досуговой инфраструктуры Москва занимает сегодня третье место среди мегаполисов мира.

Какие планы на будущее?
— В Москве ведется комплексное освоение территорий, строительство нового жилья, объектов образования, спорта и культуры, а также благоустройство кварталов. В течение ближайших пяти лет будет построен и введен в эксплуатацию 51 миллион квадратных метров недвижимости различного назначения, включая 20,5 миллиона квадратов жилья. Ввод жилья сохранит высокий уровень предложения квартир. Комплексная застройка предусматривает обеспеченность жилья необходимой социальной инфраструктурой в пешей доступности. Каждый квартал будет иметь свой детский сад, школу и поликлинику, вырастет и уровень обеспеченности москвичей объектами досуга: до 2023 года в Москве планируется построить и открыть еще 230 новых школ и детских садов, 90 больниц и поликлиник, 45 объектов культуры и 100 спортивных объектов.

— А как насчет спортивных сооружений? Не остановится ли их стройка после проведенного чемпионата мира по футболу?
— Нет. Москва на сегодняшний день превратилась в центр развития российского спорта. Каждый новый стадион – это полноценный спортивный кластер. Главная арена мундиаля – «Лужники» – пережила глобальную реконструкцию, став одним из самых современных спортивных объектов в мире, при этом полностью сохранив свою историческую идентичность. Пять матчей принял стадион «Спартак», Москва также завершила реконструкцию стадиона «ЦСКА», который футболисты – члены сборной команды России – уже опробовали. Стадион рассчитан на 30 тысяч мест, работает детско-юношеская спортшкола, медицинский центр, возведен паркинг на 1400 машин. На подходе – ввод спортивного комплекса и стадиона «Динамо» на 27 тысяч зрительских мест, с паркингом на 700 автомобилей, многофункциональной малой ареной на 12 тысяч мест, академией спорта «Динамо» и спортивным парком. Плюс – 11 тренировочных полей для нужд детско-юношеских спортивных школ.

— Каковы итоги исследований PWC? Каков вывод экспертов?
— По оценкам PWC, Москва является одним из лидеров рейтинга по доле горожан, которые хотели бы оставаться жить в своем городе. Подавляющее число жителей Москвы, в отличие от жителей других мегаполисов мира, не хотят никуда пережать! Работа правительства Москвы под руководством мэра Сергея Собянина и дальше будет направлена на то, чтобы горожане смогли сказать: мы живем в комфортном мегаполисе, имеем новое современное жилье с благоустроенными дворами, с поликлиникой в шаговой доступности, с современными медицинскими услугами, с детским садом и школой, построенным по новым образовательным стандартам, рядом с домом, со спортивными площадками, развлекательными центрами и многофункциональными пространствами. И поэтому мы уверены в своем будущем, будущем наших детей, нам нравится наш город, мы любим его

Источник: Вечерняя Москва